www.zharptica-chelny.ru     
ЖарПтица - Магазин детских развивающих игрушек и изделий народных промыслов Набережные Челны
Каталог продукции









Магазин "ЖАР ПТИЦА"
г. Набережные Челны
1. Новый Город, 53/27Б (вход со стороны Московского проспекта)
2. ТЦ "Одежда" 1/10
Телефоны
+7 (8552) 39-53-11
+7 (927) 476-34-59


Tatarstan.Net - все сайты Татарстана Яндекс.Метрика
Разработка сайта: Камиль Шагалиев
ЖарПтица - Магазин детских развивающих игрушек и изделий народных промыслов Набережные Челны ЖарПтица - Магазин детских развивающих игрушек и изделий народных промыслов Набережные Челны




История Богородской резьбы по дереву
Главная страница / О народных промыслах / История Богородской резьбы по дереву

Богородский художественный промысел игрушки и скульптуры вырос на основе глубоких традиций древнерусского искусства. Его культурные истоки связанны с Троице-Сергиевым монастырем – крупным центром художественных ремесел Московской Руси, с местной школой прикладного искусства. Укоренившийся здесь традиционный ремесленный труд и живая фольклорность коллективного творчества обеспечила жизнедеятельность народного производства игрушек на протяжении нескольких столетий.

С помощью игрушек из рук в руки передавался младшему поколению жизненный и культурный опыт отцов и дедов.
Подмосковная деревня Богородское в 15-16 представляла собой обширное село, раскинувшееся на высоком берегу реки Кунья. Первое упоминание о Богородском относится к августу 1491 года в духовной грамоте (завещании) московского боярина Андрея Михайловича Плещеева, владельца села.
С начала 17 века Троице-Сергиева лавра и мастера Богородского тесно сотрудничали по сбыту резного товара. Часть игрушек шкурили и расписывали, часть продавали бельем. Игрушки расходились у стен Лавры, по рынкам Москвы и других городов. Выпускали в ту пору и позднее игрушки двух видов: «серые» и «чистые». «Серые» вещи это грубо сделанные и подешевле отданные игрушки, вроде «кузнецов», солдатиков или барынь. Чистые игрушки были с движением («курочки клюющие», «бодающие барашки», «чаепитие») делались тщательно и продавались дороже.
Классическая форма построения богородской фигурки – треугольник. Такие известные произведения народного творчества, как «скрипач», и «пляшущий крестьянин», созданные в 19 веке, – яркие представители классического богородского построения фигур.
Зоркая наблюдательность, фантазия, юмор – характерны для богородских мастеров. Убедительная реальность в передаче фантастических образов, сказочная поэтизация действительности делают богородское искусство резьбы по дереву ярким, впечатляющим и роднят его с русской народной сказкой, пословицами, лубком.
Богородские изделия интересны не только резьбой, но оригинальной конструкцией. Одни из них скреплены планочками («кузнецы», «солдатики на разводе»), другие стоят на тумбочке со спиральной пружинкой внутри («как яблоньку сажают», «заяц с морковкой»), третьи приводятся в движение с помощью шарика-баланса («куры на кругу»).
Самыми ранними из сохранившихся работ являются работы неизвестных мастеров первой половины 19 века – фигурки льва и собачки со щенком. Пластическое решение их близко к известному произведению «Седачок на коне».
Со второй половины 19 века в Богородском начали делать самые разнообразные игрушки с узорной резьбой, изображающие зверей, птиц, петушков, курочек. В богородской скульптуре расширяется круг народных тем. Впервые появляются многофигурные скульптурные группы – «Крестьянское хозяйство», «Гуляние», «Чаепитие», «Тройка» и другие жанровые сценки, в которых нашли своеобразное отражение демократические идеи искусства того времени.
Для оживления жанровых сцен резчики вводили изображения деревьев с колеблющимися листочками, укрепленных на тонких проволочных пружинках. Иногда так же крепили отдельные фигурки.
Характерная особенность богородской художественной резьбы по дереву конца 19 – начала 20 веков – обращение к старинной гравюре и литографии.
В 1913 году Андрей Яковлевич Чушкин со своими единомышленниками организовали «Кустарно-игрушечную артель в деревне Богородской». В состав артели вошло девятнадцать «отцов-основателей» наиболее талантливых резчиков. Устав артели был утвержден Владимирским генерал-губернатором Сазоновым 23 октября 1913 года. В состав первого правления артели были избраны Ф.Д. Ерошкин, Л.А. Зинин, А.Ф. Зинин.
Наряду с игрушечной артелью в том же 1913 году в Богородском была открыта и учебно- показательная мастерская с инструкторским классом резьбы по дереву, руководить которой был прислан выпускник Императорской академии художеств художник – график Константин Иоганович (Эдуардович) Лимбланд. Затем школу возглавил так же выпускник Академии художеств художник – график Валентин Иванович Быстренин, затем Георгий Степанович Серебряков. С именем Серебрякова связано активное внедрение на промысле зарубежных образцов игрушки и скульптуры, в основном из Германии и Швейцарии, что оставило неизгладимый след в истории традиции промысла.
После Серебрякова к руководству школой пришли опять художники профессионалы: А.В. Петров (скульптор), братья Кондратьевы, Бурмистров и другие, что привело к усилению академических требований и постепенного утверждения программы художественных училищ.
30-е годы – не самые лучшие для богородского промысла. Но и тогда еще не был силен в народном искусстве процесс идеологии, и резчики продолжали создавать работы, соизмеряясь с дореволюционными образами и старыми ориентирами. Василий Тимофеевич Полинов, Василий Яковлевич Ерошкин, Иван Васильевич Стулов, Алексей Иванович Пронин, Филипп Дмитриевич Ерошкин – это перечень фамилий ведущих мастеров промысла в эти годы. 
После окончания Великой Отечественной войны на промысле наряду с патриотическими темами (композиции “Дружба народов”, ”Пограничники”) ярко представлены сказочные темы, особенно распространен образ медведя и крестьянина.
1960 год ознаменовался крупными переменами. Именно тогда была ликвидирована традиционная артельная организация промыслов. Артель была преобразована в Богородскую фабрику художественной резьбы. На смену демократическим и нравственным принципам управления артелью пришло централизованное управление “ c Планами, ГОСТами и ОТК”.
Несмотря на все трудности периода 60-х годов, на промысле выросла целая плеяда выдающихся резчиков : Н.И. Максимов, В.С. Зинин, Д.С. Горшков, М.В. Барашков, Н.И. Бадаев, В.Г. Ерошкин, М.И. Смирнов.
В 1993 году в духе велений нового времени Богородская фабрика была приватизирована трудовым коллективом и носит в настоящее время название «Богородская фабрика художественной резьбы по дереву». Сейчас предприятие находится на стадии становления и приспособления к существующим рыночным отношениям.
На предприятии наряду с известными традиционными изделиями создаются новые образцы скульптуры и игрушки. Территориальным художественным советом по декоративно-прикладному искусству при администрации Московской области изделия предприятия первый раз были отнесены к изделиям народных художественных промыслов в августе 1997 года.
К 2001 году на предприятии определилось несколько направлений деятельности: участок резной белой игрушки, участок скульптуры, участок токарной расписной игрушки с движением, основанной на старинных принципах сборки и росписи, участок смешанных стилей и направлений, в основном, щепая и крашенная игрушка и матрешка. С 1999 года на предприятии в сотрудничестве с Троице-Сергиевой Лаврой возрождается иконостасная резьба.
Залечиваются раны, и промысел начинает вновь плодоносить своими яркими талантами: Сергей Паутов, Алексей Дворников, Илья Польский, Геннадий Лазнев, Лев Брюханов и многие другие продолжатели богородского промысла.
«Богородская фабрика художественной резьбы по дереву» активно сотрудничает с Богородским художественно-промышленным училищем, которое является единственным в стране, где сохраняются, развиваются и передаются учащейся молодежи богородские традиции художественной резьбы по дереву. Богородское училище вскоре отметит свое 90-летие. За это время училище выпустило из своих стен сотни резчиков, многие из которых стали выдающимися художниками. В училище создан свой музей образцов и дипломных работ выпускников, который является в настоящее время «живым» хранителем истории и наследия богородского промысла.
На предприятиях функционирует свой художественный совет, который успешно направляет художественную деятельность мастеров. Предприятия имеют свои передвижные выставки, которые регулярно пополняется новыми интересными работами и экспонируются на многих выставках, ярмарках и конкурсах, как на областном, Всероссийском, так и зарубежном уровне. За участие во многих выставках предприятия награждены различными дипломами и грамотами.
В настоящее время коллекции изделий богородских мастеров находятся во многих музеях нашей страны таких, как Государственный исторический музей, Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства, Музей игрушки (г. Сергиев-Посад), Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей заповедник, Государственный Русский музей, а так же во многих других музеях нашей страны. (http://travelnetplanet.com)



ПОСЛЕДНИЕ 10 СТАТЕЙ

28.02.2012 о натуральных мылах и мылах глицериновых
07.12.2011 История русской матрешки
29.11.2011 Оренбургский пуховый платок
28.11.2011 Щепная птица - оберег
28.11.2011 Птица щепная - птица счастья
18.11.2011 Технология изготовления шкатулок - Палех
15.11.2011 История Богородской резьбы по дереву
14.11.2011 Сказка о русской игрушке Дымке, да умелых мастеровых, что не перевелись ещё на Руси.
10.11.2011 Гобелен в декоре интерьера