www.zharptica-chelny.ru     
ЖарПтица - Магазин детских развивающих игрушек и изделий народных промыслов Набережные Челны


Магазин "ЖАР ПТИЦА"
г. Набережные Челны, ТЦ "Одежда" 1/10, 1 этаж
Телефоны
+7 (927) 495-04-45
+7 (919) 622-14-21
+7 (937) 294-15-91


Tatarstan.Net - все сайты Татарстана Яндекс.Метрика
ЖарПтица - Магазин детских развивающих игрушек и изделий народных промыслов Набережные Челны ЖарПтица - Магазин детских развивающих игрушек и изделий народных промыслов Набережные Челны




Игрушки для развития детей раннего возраста
Главная страница / Как выбрать игрушку? / Игрушки для развития детей раннего возраста

Народные промыслы занимают важное место в культуре и искусстве России. Народное искусство – это живой, чистый родник, который несет в себе особое историческое, эстетическое, национально-психологическое и нравственное содержание, необходимое всем россиянам и особенно детям на этапе становления их личности.

Особое место среди изделий народного искусства принадлежит игрушке. Каждый человек независимо от возраста помнит игрушки своего детства. Поэтому очень важно, чтобы эти первые жизненные и культурные ориентиры были созданы добрыми руками, чтобы в них отразились национальные и культурные традиции. Поэтому при воспитании детей дошкольного возраста одной из основных задач, стоящих перед родителями и педагогами, является знакомство детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. Особое значение в работе по приобщению детей к народному искусству принадлежит богородской деревянной игрушке.

Богородская деревянная игрушка

Можно предположить, что появление первой игрушки связано с желанием человека выразить свою любовь к детям. Село Богородское находится рядом с крупнейшим в России монастырем, Троице-Сергиевой Лаврой. Поэтому, возможно, что первыми резными деревянными игрушками одаривал детей сам святой Сергий Радонежский. А может быть, деревянные игрушки-забавы появились благодаря усилиям любящего отца или дедушки, который подобрал для ее изготовления простой и доступный материал – дерево и сделал игрушку подвижной, занимательной, вызывающей улыбку ребенка.

К сожалению, сейчас невозможно точно восстановить события, которые происходили в ХІV веке, но сам «возраст» богородской игрушки вызывает искреннее восхищение и желание поклониться тем людям, которые на протяжении многих лет, передавая из поколения в поколение секреты мастерства, развивая и совершенствуя свое искусство, донесли до современного ребенка эту чудо-игрушку.

Эстетическую и педагогическую ценность богородской резной игрушки трудно описать словами. Наверное, это связано с тем, что на протяжении столетий мудрый народный ум вложил в нее так много, что все время возникает ощущение чего-то недосказанного. Отметим самое главное.

Богородская игрушка – рукотворная. Она вручную вырезается из дерева (березы, липы, осины, сосны) и не окрашивается. Благодаря этому, сохраняется природный цвет дерева, его тепло и очень приятная на ощупь поверхность, безупречная в гигиеническом отношении для маленького ребенка.

Богородская деревянная игрушка вызывает у детей особый интерес и чувство радости благодаря тому, что она с движением. Подвижность отдельных частей игрушки и простота механизма, приводящего их в движение, расширяет возможности использования игрушки в педагогическом процессе.

Самым маленьким детям взрослые с помощью  богородской игрушки могут показать театрализованное представление: собрались курочки в кружок и клюют зернышки, сел медвежонок на качели и раскачивается и т.п. Действия деревянных фигурок вызывают смех, побуждают к звукопроизношению: тук-тук, кач-кач и т.п.

Когда ребенок начнет терять интерес к восприятию игрушки, он обязательно захочет сам поэкспериментировать с ней. Игрушки приводятся в движение так просто, что малыш очень скоро сам овладеет действиями с ней и будет кормить курочек, качать медвежонка и т.п. Простые и однообразные движения игрушек завораживают, успокаивают, доставляют удовольствие.

Возможность экспериментировать с игрушкой и при этом добиваться результата имеет очень большое значение для развития личности маленького ребенка. В процессе действий с игрушкой у малыша просто и естественно проявляется любознательность, познавательная активность, инициативность, а полученный результат  способствует формированию уверенности в себе и своих возможностях.

В богородских игрушках нашел отражение мир животных, который пользуется особой любовью детей, и знакомство с которым является необходимым для их познавательного развития.

При изображении медведей, зайцев, белок и других животных богородские мастера добились высокого мастерства в передаче их характерных признаков, но при этом сохранили привлекательность и сделали игрушку эстетически выразительной, способной оказывать на ребенка эмоциональное и эстетическое воздействие. В первую очередь это связано со скульптурной лаконичностью формы и декором поверхности. Изделия богородских мастеров украшены декоративным ритмом бороздок, выразительно передающих фактуру шерсти, оперения и т.п.

Благодаря познавательному и эстетическому развивающему воздействию игрушек, у маленького ребенка просто и естественно формируются правильные представления о внешнем виде животных, он овладевает приемами приведения игрушки в движение, и при этом у него закладываются предпосылки художественного вкуса.

С возрастом интерес ребенка к действиям с богородской игрушкой снижается, но ее эстетическое воздействие сохраняется. Богородская игрушка становится важной частью предметно-развивающей среды ребенка – она украшает быт, идейно-эмоционально организует его: учит любить и ценить красоту искусства своего народа и готовит маленького россиянина к встрече с другими видами декоративно-прикладного и изобразительного искусства.

Очевидно, что перечисленные выше и многие другие достоинства богородской игрушки могут быть реализованы только в том случае, если в семье или дошкольном образовательном учреждении ребенок будет иметь возможность играть с ними.

Для того, чтобы богородская игрушка стала достоянием культуры и важным средством развития ребенка-дошкольника, был специально подобран комплект из пяти игрушек:

  1. «Медведица качает медвежонка на качелях».

  2. «Медведица купает медвежонка».

  3. «Затейница» (белочка раскалывает орех).

  4. «Заяц с морковкой».

  5. «Птичий разговор».

Подбирая игрушки, авторы поставили перед собой задачу создать минимальный по стоимости и максимальный по эстетической и общеразвивающей значимости комплект.

Подбор игрушек по содержанию осуществлялся на основе специально проведенного исследования, в результате которого было установлено, что эмоциональный отклик у детей дошкольного возраста вызывают те игрушки, в которых переданы чувства и отношения, наиболее близкие и понятные ребенку этого возраста — мать и дитя и их взаимоотношения. Именно поэтому в наш комплект включены такие богородские игрушки, в которых переданы отношения мамы медведицы со своим медвежонком (купание, качание на бревне) и двух птиц, которые склонились над гнездом с птенцами. Игрушки, изображающие зайца и белочку, включены в комплект по нескольким соображениям. Во-первых, богородские мастера при изготовлении этих игрушек сумели создать яркие и интересные образы, понятные даже маленьким детям. Во-вторых, содержание этих игрушек можно использовать в работе со старшими дошкольниками на занятиях по развитию речи: при составлении детьми рассказов и т.п.

Важной особенностью богородских деревянных игрушек является то, что они, отражая жизнь и являясь произведениями народного искусства, находятся не в музее, а могут «жить» рядом с детьми в семье и дошкольном образовательном учреждении. Благодаря этому, создается возможность постоянного общения ребенка с подлинными произведениями искусства и происходит то, что называется в науке обратной связью – произведения искусства оказывают незаметное, благотворное воздействие и создают в доме или детском саду атмосферу покоя и красоты. Поэтому все пять игрушек лучше располагать вместе на красивой деревянной полочке, на уровне глаз ребенка.

Климовская  деревянная игрушка

Село Богородское, Сергиев Посад и прилегающие к ним территории были крупнейшими, но не единственными центрами изготовления игрушек в окрестностях Москвы. Детям нравились деревянные игрушки, и поэтому спрос на них постоянно возрастал. В результате этого в старых центрах деревообработки появлялись новые места изготовления массовой игрушки.

Юг Подмосковья издавна славился мастерами – кустарями токарной деревянной игрушки. Уже в середине XIX века в Подольском уезде существовали мастерские по изготовлению токарно-полированной игрушки. Материалом служила древесина лиственных и хвойных пород – липа, береза, сосна. Ассортимент изделий был обширен: игрушечная кухонная утварь, вкладные чашки, различные пирамидки, кегли, яйца, свистульки, каталки и др. Высокие профессиональные навыки в точении, окраске, полировке позволяли создавать предметы, совершенные по форме и цветовому решению.

Первая матрешка была выточена на Подольской земле токарем В. П. Звездочкиным в 1900 году. В Историческом музее Москвы хранится 100-местный шар мастера Сучкова (д. Бабенки, Подольский уезд).

В 1913 году для выставки игрушек в Петрограде токарь из деревни Бабенки Н. Булычев выточил 48-местную матрешку.

Центром промысла была деревня Бабенки Подольского уезда Московской губернии, в которой в 1911 году было создано потребительское общество. Позднее оно было преобразовано в Бабенскую артель «Полированная игрушка».

Одно из немногих современных предприятий, производящих деревянную токарную игрушку, расположено в 20 км от Москвы в городе Климовске.

В 1972 году на базе Гривненской фабрики игрушек (г. Климовск) и артели «Полированная игрушка» (д. Бабенки) было создано объединение «Игрушка», которое в 1992 году становится акционерным обществом «Климо».

В настоящее время АО «Климо» выпускает более 70 наименований деревянных игрушек и сувениров. Это различные каталки и пирамиды, игрушечная мебель и посуда, фигурки животных и популярных сказочных персонажей, кони-качалки и другие изделия. Широко представлен ряд дидактических игрушек, предназначенных для развития ребенка. Освоен выпуск игрушек-дергунчиков.

Современное производство свято хранит традиции народных умельцев. С 1992 г. АО «Климо» занесено в перечень предприятий, выпускающих изделия народных, художественных промыслов. Вся продукция производится из экологически чистых материалов и имеет соответствующие сертификаты.

Педагогическая ценность климовской деревянной игрушки состоит в том, что она вносит много радости в жизнь детей раннего возраста. В первую очередь это относится к игрушкам-забавам, назначение которых вызывать здоровый, веселый смех, развивать у детей чувство юмора. Игрушки привлекают своей наивной непосредственностью, праздничностью, буйной красочностью, радостным восприятием мира.

Особенно радуют маленького ребенка климовские игрушки своим основным секретом — неожиданным движением. Так, например, взял малыш в руки яркого, красивого петушка – и залюбовался им. Играл, играл и только потом заметил маленький деревянный шарик. Не удержался от соблазна малыш и потянул за этот маленький шарик… Тут и произошло чудо: петушок ожил, крылышками захлопал и так весело от этого стало!

Много замечательных игрушек делают и расписывают климовские мастера, но для данного предметно-методического комплекта были отобраны те из них, которые позволяют родителям и педагогам с минимальными финансовыми затратами решить наибольшее количество общеразвивающих задач. Так, например, в цикле «Игрушки» А. Л. Барто одним из самых популярных и любимых произведений для детей раннего детства является стихотворение «Бычок». Но игрушек, изображающих бычка, который так мал, что еще нетвердо стоит на ногах и потому качается и вздыхает на ходу, практически нет. Представляете, какой восторг у малышей вызовет появление красивого деревянного бычка, со смешными маленькими рожками, с колокольчиком на шее! Но самое главное то, что этот замечательный бычок «поставлен» мастерами на колесики и малыш сможет «водить» его за собой на веревочке.

Удовольствие малыши получат и от паровозика. Это и каталка, и конструктор, и очень забавная и красивая деревянная игрушка. Кроме бычка, паровозика в комплект включены игрушки-дергунчики: Буратино, Петрушка, зайчик, петушок.

Таким образом, в результате опытно-экспериментальной работы был создан предметно-методический комплект, куда вошли деревянные игрушки богородских и климовских народных мастеров, которые призваны доставить детям радость, повлиять на их общее и эстетическое развитие. Авторы надеются, что дети полюбят эти игрушки, и они сыграют определенную роль не только в их художественном, но и в эмоциональном развитии. Поэт, историк литературы, Натан Венгров об этом написал так:

Если заинька — деревянный,
И глаза у него — стеклянные, —
Ничего это ровно не значит:
Заинька такой и плачет,
Если он болен;
И очень смешно смеется,
Если доволен.
И сердце у заиньки бьется:
Тук-тук! Раз-раз!
Только не слышно сейчас.

Для того, чтобы педагоги и родители работу по знакомству детей с деревянной игрушкой  могли  организовать и провести с минимальными затратами сил и времени, были разработаны конспекты занятий.

В систему занятий включены основные направления работы с детьми от 2 до 7 лет по развитию эстетического восприятия и показана возможная связь с занятиями по познавательно-речевому развитию, изобразительной и музыкальной деятельности.

Кроме того, авторы надеются, что  при использовании данного предметно-методического комплекта у родителей и педагогов появится много других новых идей, связанных с общим и эстетическим развитием детей раннего и дошкольного возраста. Возможно, что именно эти игрушки станут основой для создания коллекций и даже мини-музеев народной игрушки в дошкольных образовательных учреждениях и семье. Очень важно, чтобы родители и педагоги знали, что народные игрушки хранятся в самых больших музеях нашей страны: в Эрмитаже и Русском музее, в Российском этнографическом и Историческом музее, во Всероссийском музее народного и декоративно-прикладного искусства. Крупнейшая коллекция народной игрушки находится в Художественно-педагогическом музее игрушки города Сергиева Посада, во многих краеведческих музеях России.

Конечно, с народной игрушкой ребенок может познакомиться в музее, но гораздо важнее, если он имеет возможность непосредственно соприкоснуться с народной игрушкой в своих играх. Так, например, в младшей и средней группе дети просто забавляются с игрушкой, а воспитателю надо просто поддержать эти игры, проявить свое отношение и порадоваться вместе с детьми смешным действиям игрушек. В старшем возрасте дети с народными игрушками могут играть в другие игры.  Известный ученый, специалист в области развития художественного творчества Н.Б.Халезова считала, что деревянная игрушка может широко использоваться для самостоятельных игр детей: «Они с увлечением устраивают игры в «магазин игрушек», в «музей», в «театр», в «кино» и др. Поэтому для самостоятельной деятельности детей в группе должны быть самые разнообразные атрибуты. Так, для игры в «магазин» нужно иметь стенд с полками, по несколько игрушек каждого промысла и картинки с изображением каждой игрушки, которая вручается покупателю, давшему полное описание покупаемой игрушки. Игра протекает по тем правилам, которые дети усвоили во время игры под руководством воспитателя. Иногда дети меняют правила игры, например, приходя в «магазин» с куклами, покупают не одну игрушку, а больше, лишая карточки того, кто не сумел дать достаточно полного описания игр. Взрослый не должен мешать детям в совершенствовании правил игры, но следует оказывать помощь при необходимости, если возникают конфликты.

Для игры в «музей» или «выставку игрушек» нужно иметь наборы фигурок, подставку для их установки, входные билеты, указку, которая вручается экскурсоводу. Чаще всего дети сами устраивают такую выставку, если у них сформирован интерес к народной игрушке»[1].

При создании данного предметно-методического комплекта авторы надеялись, что родители и педагоги, имея в семье или дошкольном образовательном учреждении богородские и климовские игрушки, сумеют правильно воспользоваться этим богатством многовековой народной мудрости и красоты.

Успехов вам, уважаемые родители и педагоги!

Игры – забавы с климовскими деревянными игрушками

Эмоционально-положительные реакции у детей появляются очень рано. В два месяца ребенок уже  способен улыбаться, а став старше, выражать эмоции не только голосом и улыбкой, но и соответствующими движениями рук и ног.

Смех у маленьких детей вызывают повторяющиеся движения взрослых, которые пальцами руки изображают рога и, касаясь малыша, делают ему «забодаю, забодаю», а также игры, при которых взрослые то поднимают ребенка вверх, то опускают его вниз.

Ученые заметили, что к концу первого года ребенок начинает понимать шутку-интонацию и шутку-действие и выражает стремление шутливо обманывать и пугать взрослых. В начале второго года жизни у детей появляется чувство комического, которое выражается в том, что ребенок начинает замечать искажение человеческого лица и необычное движение ( Д. Ф. Николенко, О.И.Никифоров и др.)

В связи с овладением ходьбой у детей появляется потребность в быстрых движениях, бегании. И они, обычно, бегая, шумя, много и весело смеются. Но наряду с этим беспредметным смехом, начинают появляться и развиваться и другие виды смеха. Дети начинают смеяться над неожиданным появлением игрушки, какого-то звука, движения, над ритмизированной речью. Встречаясь с незнакомыми, но не пугающими его объектами или ситуациями, ребенок также может разразиться веселым смехом.

К.И. Чуковский очень тонко подметил, что едва научившись замечать несуразности в окружающем, дети начинают активно стимулировать появление чувства смешного своими необычными действиями и поступками. Так, например, К.И. Чуковский любил рассказывать, как его дочь в возрасте 23 месяцев с озорным и смущенным видом крикнула: «Папа, ава, мяу» и засмеялась ненатуральным смехом, приглашая и его посмеяться, потому что маленькая девочка увидела основную причину комизма, заключающуюся в том, что человеку и животным навязываются противоположные признаки.

Такое поведение маленькой девочки не является чем-то необычным. По мнению ученых, объектом смеха в раннем и младшем дошкольном возрасте является несоответствие воспринятого со сформировавшимися у ребенка представлениями о поведении людей и животных, их внешнем виде, о функциях предметов.

Постепенно дети начинают интересоваться окружающими их предметами и, конечно же, игрушками. Но восприятие маленького ребенка далеко несовершенно, и дети видят только внешнюю сторону игрушки – яркость, цвет, форму. Поэтому игрушки для маленьких детей должны быть яркими и привлекательными, какими являются климовские деревянные игрушки.

Вместе с тем, наличие даже самых совершенных игрушек не обеспечивает положительно-эмоционального тонуса маленькому ребенку, потому что самым сильным эмоциональным раздражителем для малыша является человек – его улыбка, прикосновения, ласковый голос, общение. Ученые установили, что без эмоционального воздействия на детей со стороны взрослых, малыши мало радуются, редко смеются, эмоции их очень бедны, мимика однообразна и маловыразительна. Врачи, педагоги и психологи считают, что для формирования здоровья и полноценного развития ребенка раннего возраста крайне необходимо, чтобы малыш часто радовался, улыбался, смеялся и был активен. Поэтому одной из основных задач, стоящих перед родителями и воспитателями групп раннего возраста, является проведение игр-забав, которые призваны вызвать у детей радостное оживление, расширить поводы для возникновения у них эмоционально-положительных состояний, обогащать их эмоциональные переживания. При положительных эмоциях у детей появляется состояние приятной расслабленности, чувство комфорта. Ребенок в таких случаях весело и непосредственно радуется, прыгает и скачет – не в силах удержать в себе эту радость. Кроме того, взрослые могут и должны специально вызывать смех маленького ребенка.

Основной формой общения с детьми раннего возраста является индивидуальное общение. Однако, при проведении игр-развлечений у воспитателя появляется возможность привлечь внимание нескольких детей одновременно, способствуя тем самым установлению положительных взаимоотношений между ними. По данным педагогов и психологов Е.И.Бондаренко, Р.С.Садыкова и др., эффективность эмоционального реагирования у маленьких детей гораздо выше в групповом эксперименте.

Разумеется, при желании каждый любящий взрослый способен  радовать и веселить малыша, используя самый простой материал для этого: «забодать» ребенка «рогами» из двух вытянутых пальцев, «спрятаться» от него, накрыв себя платком, и т.п. Но, к сожалению, традиционные приемы нельзя применять бесконечно, поэтому использование с этой целью игрушек является важным средством эмоционального и эстетического воздействия на ребенка. Для того, чтобы родители и воспитатели групп раннего возраста могли уделять больше внимания играм-забавам с детьми, и был создан данный комплект игрушек.

Для работы с детьми раннего возраста могут использоваться все игрушки комплекта, но в определенной последовательности, с учетом развития восприятия и познавательной активности ребенка: от игрушек-каталок к игрушкам-дергунчикам, а затем к богородским игрушкам с движением.

Игры-развлечения с детьми раннего возраста желательно проводить ежедневно. Длительность проведения игр-забав не может быть определена точно. Играть с детьми надо до тех пор, пока они действительно забавляются, радуются и веселятся. Это время колеблется от  1 до 5 минут. Увеличивать длительность игр-забав нецелесообразно, потому что перевозбуждение и переутомление отрицательно сказывается на здоровье детей.

При проведении игр-забав с детьми раннего возраста обязательным условием является предоставление им в свободное пользование той игрушки, с которой дети действовали под руководством взрослого. По истечении определенного времени, когда дети утратят интерес к игрушке, педагог может убрать ее из группы, а затем вновь использовать для проведения игр-забав с ней. В результате наблюдений за поведением детей раннего возраста, было отмечено, что повторное возвращение к известным им играм вызывает еще больший восторг, чем при первоначальном их проведении. Поэтому повторять игры-забавы надо обязательно. Играйте с детьми и радуйтесь вместе с ними!

ПОСЛЕДНИЕ 10 СТАТЕЙ

15.11.2011 Содержание занятий с детьми 3-5 лет по знакомству с богородской деревянной игрушкой
12.11.2011 Примерное планирование игр – развлечений с детьми раннего возраста с использованием климовских деревянных игрушек
12.11.2011 Игрушки для развития детей раннего возраста